Оборонный сектор — защита от геополитической напряженности

Аналитики «Финама» провели исследование промышленного сектора, выявили тенденции развития и дали прогнозы и рекомендации. 

Часть 1.

Риски для мировой авиации повышаются

Мировой авиасектор оказался в числе наиболее пострадавших в период пандемии коронавируса, но благодаря расширению глобальной кампании по вакцинации и снятию ограничительных мер во многих странах совокупный пассажиропоток значительно восстановился по итогам 2021 года и составил 47% от уровней 2019 года (международные авиаперевозки составляли 27% от допандемийных показателей, внутренние 61%). При этом значительно ситуация улучшилась в странах Северной Атлантики и Европы, тогда как трафик в Азиатско-Тихоокеанском регионе восстанавливался медленнее из-за наличия жестких антиковидных ограничений.

Авиасектор готовился к подъему в 2022 году, однако конфликт вокруг Украины внес дополнительные риски для дальнейшего роста объемов пассажирских авиаперевозок. В том числе закрытие украинского и российского воздушного пространства приведет к вынужденному изменению маршрутов на дальних рейсах между Европой и Восточной Азией, что увеличит длительность полетов и повысит затраты авиаперевозчиков. Между тем Всемирная туристическая организация ООН (ЮНВТО) предполагает, что доходы от мирового туризма в 2022 году сократятся примерно на 3%, или на $14 млрд, если российско-украинский конфликт затянется.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), в свою очередь, ожидает дальнейшего роста объема глобальных пассажирских авиаперевозок в 2022 году. Последствия российско-украинского конфликта будут сильнее всего ощущаться среди авиаперевозчиков двух этих стран, но не окажут серьезного воздействия на мировой трафик — на долю России и Украины пришлось 1,3% и 0,8% от всего объема авиаперевозок в 2021 году. Согласно прогнозам IATA, глобальный пассажиропоток по итогам текущего года составит 83% от уровня 2019 года (международные авиаперевозки достигнут 69%, внутренние — 93%), в 2023 году — 94% (82% и 103%), в 2024 году — 103% (92% и 111%), в 2025 году — 111% (101% и 118%).

Ситуация на рынке авиаперевозок России значительно ухудшилась после введения экономических санкций со стороны Запада, которые предполагают закрытие воздушного пространства 36 стран, включая государства ЕС, Великобританию и США, для российских воздушных судов, а также запрет на лизинг и поставку зарубежных самолетов, запчастей и оборудования, предоставление услуг по техобслуживанию и страхованию.

Позднее европейские органы гражданской авиации начали отзывать сертификаты летной годности нескольких сотен лайнеров российских авиакомпаний, без которых самолеты не имеют права подниматься в воздух. После этого Россия срочно начала перевод воздушных судов в российский реестр — на данный момент переведен 571 зарубежный самолет из 781, при этом всего в Росреестре зарегистрировано 972 самолета из 1,3 тыс., которые эксплуатируются в стране. Данная мера позволяет законно использовать самолеты на территории России, а также в тех странах, которые примут российские сертификаты. Кроме того, власти ЕС в апреле приняли поправку к антироссийским санкциям, в соответствии с которой российским авиакомпаниям предоставляется возможность выкупить самолеты у европейских лизингодателей.

На фоне снижения уровня заболеваемости COVID-19 для поддержания отрасли авиаперевозок с 9 апреля были сняты ограничительные меры на полеты и возобновлено авиасообщение с 52 дружественными странами.

В долгосрочной перспективе для поддержки авиаотрасли России будут приниматься меры по ускорению процесса развития отечественного авиастроения. Минпромторг намерен сертифицировать отечественный двигатель ПД-8 для SSJ через 12–14 месяцев и нарастить производство данной модели с 23–24 до 40 самолетов в год. Также планируется увеличить производство Ту-214 с 1-2 единиц до 10 самолетов в год. Отметим, что отечественные лайнеры обладают высокими техническими характеристиками, которые в целом сопоставимы с самолетами Boeing и Airbus.

Тем не менее, согласно последним операционным данным, в марте российские авиакомпании «приземлили» 246 самолетов Airbus и Boeing в 30 крупнейших аэропортах страны на фоне сильно ограниченных возможностей на международном рынке и сложностей с техобслуживанием в условиях санкций. Суммарный пассажиропоток на международных линиях в марте сократился до 919 тыс. человек — в 4 раза меньше, чем в марте 2020 года, и в 16 раз меньше, чем в аналогичном периоде 2019 года. При этом выполнялись в основном рейсы на самолетах SSJ-100 и по маршрутам в страны центральной Азии.

Дополнительный негативных эффект на работу российских авиаперевозчиков будет оказывать временное ограничение полетов в 11 аэропортов юга и центральной части страны, которое на данный момент продлено до 25 апреля.

В 2021 году всеми российскими авиакомпаниями было перевезено более 111 млн пассажиров, в том числе 23,5 млн человек на международных линиях и 87,5 млн человек — на внутренних. После весьма успешного восстановления пассажиропотока в течение 2021 года ожидались еще более уверенные темпы роста показателя в 2022 году, который должен был превысить уровень 2019 года (128 млн). Однако в свете изменившихся обстоятельств прогноз был пересмотрен в сторону понижения. Ожидается, что в 2022 году российские авиакомпании обслужат 90 млн человек внутри страны и порядка 10 млн пассажиров за рубежом.

Мы временно приостанавливаем выпуск обычных рекомендаций с целевыми ценами по российским эмитентам из-за высокой неопределенности в экономике и беспрецедентной волатильности на рынке капитала. Однако в разрезе сектора авиаперевозок стоит держать на виду акции «Аэрофлота» — государственной компании с доступом к финансированию через допэмиссию, субсидии и пр., что позволит перевозчику выстоять в кризис.

На данный момент самолеты все еще находятся под управлением перевозчика, поэтому внутренние рейсы сохраняются. При этом объем выручки «Аэрофлота» на внутренних линиях за 2021 год достиг 252,8 млрд руб., что составляет 63,5% выручки от регулярных пассажирских перевозок. Объемы перевозок на внутреннем рынке в 2021 году полностью восстановились и на 11,1% превысили значения доковидного 2019 года.

Источник: Finam.ru

Для ведущей мировой авиакосмической корпорации и крупнейшего производителя пассажирских самолетов Boeing российско-украинский конфликт вносит риски сокращения и отмены новых заказов на пассажирские самолеты. Компания сообщила, что на конец I квартала 2021 года в «подвешенном состоянии» находится 141 единица непоставленных заказчикам самолетов, среди которых 138 воздушных судов модели 737 MAX, а также широкофюзеляжные модели 777 и 787. Несмотря на неопределенность из-за ситуации вокруг Украины, квартальный операционный отчет вышел позитивным: поставки компании в коммерческом сегменте повысились на 23,4% в годовом выражении, в оборонном — на 5,1% (г/г).

Мы рекомендуем «Покупать» акции Boeing с целевой ценой $250 на акцию на конец 2022 года, что предполагает потенциал роста на 34,4% от текущего ценового уровня*.

Источник: Finam.ru

General Electric — американский промышленный конгломерат. У компании очень диверсифицированный бизнес с активами в таких отраслях, как авиастроение, машиностроение, энергетика. 

На текущий момент драйвером роста своего бизнеса General Electric видит авиационный сегмент. Прежде всего, руководство ожидает восстановления продаж оборудования для военной техники, которые в 2021 году снизились на 12% на фоне сбоев в цепочках поставок. С другой стороны, компания рассчитывает на дальнейшее возобновление международного авиасообщения и рост спроса на авиадвигатели и ожидает возврата узкофюзеляжного рынка к доковидному уровню к началу 2023 года, а широкофюзеляжного — к началу 2024 года.

Прогноз менеджмента на 2022 год предусматривает рост скорректированной операционной прибыли на 41,3% до $6,5 млрд, тогда как отдельно показатель подразделения GE Aviation повысится на 31-48% до $3,8-4,3 млрд.

Мы рекомендуем «Покупать» акции General Electric с целевой ценой $125,84 за акцию, что предполагает апсайд на 36,9% от текущего ценового уровня.

Источник: Finam.ru

Оборонный сектор — защита от геополитической напряженности

Значительная доля выручки оборонных компаний приходится на заказы правительства США и других стран, что обеспечивает стабильность и предсказуемость финансовых результатов, поскольку военные бюджеты ведущих мировых держав имеют тенденцию к росту. В том числе расходы на оборону увеличились в 2020-2021 гг., несмотря на пандемию коронавируса, из-за которой замедлился рост мирового ВВП. Президент США Джо Байден подписал военный бюджет на 2022 год на сумму около $770 млрд и 29 марта представил Конгрессу бюджетный план, предполагающий рекордные оборонные расходы на сумму $813 млрд на 2023 год (против $738 млрд в 2020 году и $740,5 млрд в 2021 году). Учитывая обострение политической напряженности в мире, спрос на поставку вооружения и технологических систем будет повышаться.

Среди представителей оборонного сектора мы рекомендуем обратить внимание на акции Raytheon Technologies — одного из крупнейших поставщиков вооружения и технологических систем для США и стран-союзников.

В свете текущих событий США планируют увеличить число заказов на противотанковые ракетные комплексы Javelin и переносные зенитные ракетные комплексы Stinger производства Raytheon Technologies для нужд Украины. Таким образом, широкое использование технологий компании повышает престиж ее оборонных решений и гарантирует рост выручки в среднесрочной перспективе.

Мы рекомендуем «Держать» акции Raytheon Technologies с целевой ценой $106,3 за акцию, что предполагает потенциал роста на 1,7% от текущего ценового уровня. Мы считаем, что в случае заметных просадок бумаги могут стать интересными для покупки.

Источник: Finam.ru

E-commerce и экологичность — ключевые тренды в логистике

Пандемия коронавируса ускорила процесс цифровизации в глобальной мировой торговле, и основным трендом 2022 года остается бурно развивающаяся сфера электронной торговли, которая стимулирует спрос на логистические услуги. Помимо этого, распространение COVID-19 рассинхронизировало глобальные цепочки поставок и нарушило работу морских портов, что привело к повышению тарифов на перевозки.

Благодаря всплеску активности в e-commerce и высоким тарифам, а также за счет восстановления потребительской активности объемы торговли в 2021 году значительно превысили допандемийные уровни, а логистические компании зафиксировали существенный рост финансовых показателей. По итогам 2021 года мировые продажи на рынке электронной коммерции выросли на 16,8% (г/г) до $4,92 трлн. Ожидается, что по результатам 2022 года показатель превысит $5,5 трлн (+12,7%), а к 2025 году достигнет $7,4 трлн.

Тем не менее в среднесрочной перспективе на деятельность представителей транспортного сектора будут оказывать влияние следующие риски: дефицит транспортных мощностей, рабочей силы и сырья, нарастающая напряженность в торговых отношениях между некоторыми странами, ускорение глобальной инфляции и последующее снижение покупательской активности.

Среди представителей отрасли мы рекомендуем обратить внимание на акции United Parcel Service -американской логистической компании, которая оперирует более чем в 220 странах и ежедневно доставляет порядка 25,2 млн посылок. Компания является одним из бенефициаров роста объемов электронной коммерции. Увеличение клиентов малого и среднего бизнеса, а также географическое расширение собственной сети вкупе с внедрением инновационных технологий позволят компании нарастить объемы доставки и повысить рентабельность в ближайшие годы.

Помимо этого, важную роль в современной логистике играет ответственный подход к ведению бизнеса в соответствии с критериями ESG. У UPS на данный момент более 13 тыс. единиц техники на альтернативном топливе. В 2021 году компания разместила заказ на 125 электрических грузовиков Tesla Semi и ожидает поставки 10 тыс. электромобилей Arrival в 2022 году. К 2035 году UPS намерена снизить выбросы CO2 от операций по отправке небольших посылок на 50% от уровней 2020 года, перейти на 100% потребление электроэнергии, вырабатываемой за счет возобновляемых источников, а также обеспечить 30% собственного воздушного флота экологичным авиационным топливом (SAF). При этом глобальная цель UPS — достичь углеродной нейтральности к 2050 году.

Мы рекомендуем «Покупать» акции United Parcel Service с целевой ценой $241,4 за акцию и ожидаем, что к концу 2022 года они принесут доходность в размере 26,6%.

Источник: Finam.ru

Транспортные компании Китая оказались в выигрыше от глобального сбоя в цепочках поставок. Дефицит флота и рабочей силы, продолжающиеся ограничения COVID-19 в портовых регионах и перегруженность самих портов вкупе с растущей потребительской активностью привели к росту спроса на услуги транспортных компаний, что сказалось на внушительном повышении стоимости фрахта.

В апреле 2022 года фрахтовые ставки несколько стабилизировались — средняя стоимость перевозки 40-футового контейнера в мире снизилась с максимумов 2021 года и составила $7,945 тыс., что, впрочем, все еще на 62% выше значения в апреле 2021 года.

По итогам I квартала 2022 года крупнейший в мире контейнерный порт Шанхая перевалил 12,3 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент), что на 31% больше, чем в аналогичном периоде 2021 года, и на 18% больше, чем в первые три месяца 2019 года. Однако мы ожидаем, что в апреле рост оборота порта замедлится на фоне осложнений в мировой логистике в свете конфликта вокруг Украины, а также из-за введения жестких карантинных ограничений в КНР в условиях новой волны COVID-19.

Глобальные перебои в цепочках поставок, геополитическая напряженность и политика нулевой терпимости Китая к COVID-19 вносят существенные изменения в мировую торговлю, а значимость судоходных компаний в новых обстоятельствах только повышается. Мы рекомендуем присмотреться к акциям SITC International Holdings — это ведущая судоходная компания в Азиатско-Тихоокеанском регионе со штаб-квартирой в Гонконге, которая предлагает своим клиентам комплексные транспортные и логистические решения.

Компания обслуживает 74 маршрута, которые охватывают 16 стран, в том числе Россию. Мы полагаем, что масштабные антироссийские санкций приведут к переориентации торговых ориентиров России с Запада на Восток и наращиванию торговли с Китаем. По данным Главного таможенного управления КНР, по итогам I квартале 2022 года российско-китайский товарооборот вырос в годовом выражении на 29%: поставки китайских товаров в Россию увеличились на 25,9% до $16,44 млрд, а импорт российских товаров и услуг подскочил на 31% до $21,73 млрд.

Мы рекомендуем «Покупать» акции SITC с целевой ценой HKD 38,16 за акцию, что предполагает потенциал роста на 39,8% от текущего ценового уровня.

Источник: Tradingview

Для крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот» перспективы на 2022 год не такие радужные, как для китайских партнеров. Неблагоприятная конъюнктура фрахтового рынка и низкие ставки отрицательно сказались на результатах компании в 2021 году — скорректированная чистая прибыль упала на 79,4% до $61,8 млн, а выручка в тайм-чартерном эквиваленте (ТЧЭ) снизилась на 18,9% до $1,1 млрд. Начиная с октября 2021 года танкерный рынок начал восстанавливаться после почти годичной стагнации, что могло бы поспособствовать росту будущих финансовых показателей «Совкомфлота», но компания попала в санкционные списки западных стран. В частности, Британия выдала лицензию на сворачивание операций с «Совкомфлотом» до 15 мая. Помимо прямых санкций в адрес компании, был введен запрет для российских судов на пользование портами ЕС. Несмотря на то, что остается открытым восточное направление, а объем законтрактованной будущей выручки составляет $24 млрд, бизнес компании окажется под давлением.

Источник: Finam.ru

В то же время на рынке железнодорожных грузоперевозок обстановка весьма благоприятная. По итогам I квартала 2022 года погрузка на сети РЖД выросла на 0,2% (г/г) до 307,9 млн тонн. Темпы роста показателя замедлились из-за прекращения перевозок через Украину, однако глобально события в конце февраля текущего года затронули рынок железнодорожных перевозок в минимальной степени. На данный момент наблюдается переориентация экспортных поставок с Запада на Восток, и продолжающееся расширение железнодорожной инфраструктуры будет способствовать росту грузооборота по восточному направлению. Ожидается, что к 2024 году пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей увеличится до 180 млн тонн в год против 144 млн тонн в 2021 году. При этом ставки в сегменте полувагонов в апреле находятся на максимальных значениях вблизи 3000 руб. ваг/сут.

Среди представителей отрасли рекомендуем обратить внимание на акции Globaltrans — единственной публичной российской железнодорожной транспортной компании, функционирующей в сегменте перевозки грузов. Санкционные риски для компании минимальны, поскольку основная деятельность сосредоточена на территории России, а ключевыми клиентами являются также крупные российские компании.

Клиентская база Globaltrans насчитывает свыше 500 предприятий, включая таких лидеров российской экономики, как «Роснефть», «Газпром нефть», «Северсталь», ММК, ТМК, ЕВРАЗ и другие. Компания придерживается стратегии развития долгосрочных контрактов с крупными клиентами, на долю которых пришлось 59% выручки за 2021 год. Долгосрочные сервисные контракты исполняются даже в текущей неопределенной экономической обстановке, обеспечивают устойчивость финансового положения, прогнозирование объемов, высокую эффективность логистики и уменьшают волатильность ставок. В течение 2021 года Globaltrans продлила ключевые сервисные контракты: с «Роснефтью» — до конца марта 2026 года, а с «Металлоинвестом» — до конца 2023 года с увеличением обслуживаемых объемов с 50% до 70%.

Источник: Finam.ru

Строительный сектор: с господдержкой в США и под давлением в России

Долгосрочным драйвером роста американской строительной промышленности остаются масштабные инвестиции в развитие инфраструктуры. После длительных дискуссий президент США Джо Байден в ноябре 2021 года подписал инфраструктурный законопроект стоимостью более $1 трлн, в рамках которого планируется строительство дорог и мостов, модернизация электросетей, железнодорожного и общественного транспорта, расширение доступности высокоскоростного интернета в течение следующих 5 лет.

В то же время в подвешенном состоянии остается другая инициатива американского президента — план Build Back Better объемом $1,75 трлн, который предусматривает масштабные инвестиции в программы социальной защиты и меры по борьбе с изменением климата. Процесс рассмотрения законопроекта в Сенате затянулся на фоне опасений, что реализация данной инициативы приведет к росту дефицита бюджета и усилит инфляцию в США.

Делать ставку на рост не только строительного сектора, но и на развитие горнодобывающей промышленности, энергетики и железнодорожных сетей мы рекомендуем через покупку акций Caterpillar — ведущего мирового производителя техники и оборудования для различных отраслей промышленности. Компания обладает более чем 4 млн наименований продукции в составе 21 бренда, а ее дилерская сеть насчитывает 161 дилера в 192 странах.

В сочетании с основной тенденцией роста инвестиций в инфраструктурные проекты Caterpillar также может извлечь выгоду из возможного увеличения капитальных расходов горнодобывающих и энергетических компаний, которые значительно сократили инвестиции после падения цен на сырьевые товары в 2014 году.

В то же время Caterpillar объявила о приостановке работы своего завода в городе Тосно Ленинградской области, который существует с 2000 года, поскольку операционная деятельность в России становится все более сложной, учитывая сбои в цепочках поставок и санкции. Стоит отметить, что данное решение может отрицательно сказаться на финансовых показателях компании, поскольку на Россию приходится примерно 8% годовой выручки Caterpillar.

Наша рекомендация «Покупать» акции Caterpillar с целевой ценой $260 за акцию на конец 2022 года предполагает апсайд 12,2%.

Источник: Finam.ru

События вокруг Украины и беспрецедентные санкции в адрес России, которые привели к ослаблению рубля и повышению ключевой ставки, усугубили положение на перегретом в течение 2020-2021 гг. рынке недвижимости страны. Высокие цены на новостройки, заградительные ипотечные ставки, продолжающийся рост стоимости стройматериалов, недоступность импортного оборудования, разгоняющаяся инфляция и снижение реальных доходов населения вкупе становятся значительным сдерживающим фактором для роста строительной отрасли в текущем году. По мере эскалации геополитической напряженности стало понятно, что без поддержки со стороны государства в отрасли может возникнуть жесткая и затяжная стагнация.

Государство утвердило новые параметры льготной ипотеки, согласно которым ставка увеличивается до 12%, максимальный размер кредита для столичных регионов — до 12 млн руб., для остальных субъектов РФ — до 6 млн руб. При этом сохраняются прежними условия по льготной программе для семей (ставка 6%), а также по дальневосточной и сельской ипотеке (ставки 2% и 3% соответственно). Данные меры мы оцениваем как оптимальные в текущих обстоятельствах. С одной стороны, за последние несколько лет ипотечная ставка на новостройки была всегда ниже 10%, поэтому бурного ажиотажа, который может вызвать резкое повышение цен, ожидать не стоит. Но в то же время ставка в 12% не воспринимается покупателями как заградительная и позволит поддержать умеренный спрос. Отметим, что на том же уровне ставки находились в 2015 году. С другой стороны, увеличение суммы кредита значительно расширит потенциальный объем покупателей, потому что прежнего лимита в 3 млн руб. в столичных регионах однозначно было недостаточно для покупки квартиры в новостройке.

Рынок недвижимости по своей природе достаточно инертный, поэтому на данный момент статистические данные еще не отображают реакцию на изменившиеся условия. В I квартале 2022 года на первичном рынке Московского региона было заключено 45,6 тыс. ДДУ, что на 2,3% меньше, чем в IV квартале 2021 года, и считается высоким показателем для первых трех месяцев года, когда исторически число сделок ниже. Доля ипотечных сделок не изменилась относительно IV квартала 2021 года и составила 65%, но от месяца к месяцу внутри квартала динамика была разнонаправленной — доля сделок с привлечением заемных средств выросла до 68% в феврале и снизилась до 62% в марте. Цена за квадратный метр повысилась на 5,5% (к/к), при этом основном прирост пришелся на март. Объем предложения снизился на 0,3% (к/к) — это объясняется тем, что застройщики заняли выжидательную позицию в свете неопределенной экономической обстановки.

Во II квартале 2022 года ключевыми факторами, оказывающими влияние на рынок недвижимости, будут выступать динамика ключевой ставки, от которой зависит ипотека и проценты по проектному финансированию, а также динамика доходов населения и темпы роста инфляции.

Несмотря на экономическую нестабильность, недвижимость в России традиционно считается защитным активом, способным сохранить сбережения в периоды турбулентности, поэтому жилье покупать будут, причем преимущественно у крупнейших игроков на рынке, таких как «ПИК», конкурентными преимуществами которого является высокий уровень доверия со стороны населения, достаточные запасы ликвидности и диверсификация бизнеса. Благодаря вертикальной интеграции и развитию собственных индустриальных мощностей компания самостоятельно производит большую часть необходимых материалов и оборудования и не зависит от импортных поставок для дальнейшей реализации всех проектов.

Отметим, что на 1 апреля 2022 года «ПИК» занимает первое место в России по объему текущего строительства — строится 5,7 млн кв. м жилья в 13 регионах страны.

Источник: Finam.ru

* Цены и другие рыночные данные указаны на время подготовки материала, выпущенного 22.04.2022.

Скачать одним файлом

Источник

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий