Санкции не помешали «Совкомфлоту» увеличить финансовые показатели в 2022 году
Мы полагаем, что в среднесрочной перспективе акции «Совкомфлота» обладают потенциалом на фоне продолжающегося роста экспорта российской нефти в Азию по высоким тарифам и увеличения объемов поставок СПГ на фоне запрета на поставки трубопроводного газа из России. Компания продемонстрировала впечатляющие темпы роста финансовых показателей в 2022 году, несмотря на санкционное давление и вынужденную распродажу части флота, а также подтвердила, что направит на дивиденды не менее 50% скорректированной чистой прибыли за 2022 год, это предполагает дивдоходность не менее 7%.

FLOT.MM |
Покупать |
|||
---|---|---|---|---|
Целевая цена (дек. 2023 г.), руб. |
84,2 |
|||
Текущая цена, руб.* |
59,3 |
|||
Потенциал роста |
42% |
|||
ISIN |
RU000A0JXNU8 |
|||
Капитализация, млрд руб. |
140,7 |
|||
EV, млрд руб. |
141,6 |
|||
Количество акций, млн |
2 375 |
|||
Free float |
15,6% |
|||
Финансовые показатели, млрд $ |
||||
Показатель |
2021 |
2022 |
2023П |
|
Выручка |
1,54 |
1,89 |
1,96 |
|
EBITDA |
0,83 |
0,91 |
0,68 |
|
Чистая прибыль |
0,04 |
0,39 |
0,46 |
|
Дивиденд, руб. |
0,00 |
4,29 |
7,65 |
|
Показатели рентабельности |
||||
Показатель |
2021 |
2022 |
2023П |
|
Маржа EBITDA |
53,6% |
48,3% |
34,5% |
|
Чистая маржа |
2,3% |
20,4% |
23,2% |
|
Мультипликаторы |
||||
Показатель |
LTM |
2023П |
||
P/E |
38,1 |
3,9 |
||
EV/S |
2,8 |
0,9 |
||
EV/EBITDA |
6,3 |
1,6 |
Мы присваиваем рейтинг «Покупать» акциям «Совкомфлота» с целевой ценой 84,2 руб. на конец 2023 г. и потенциалом 42%.
«Совкомфлот» — крупнейшая судоходная группа компаний в России, один из мировых лидеров в области морской транспортировки сжиженного газа, сырой нефти и нефтепродуктов, а также обслуживания и обеспечения морской добычи углеводородов.
Ключевой фактор роста — высокая стоимость морского фрахта и стабильные объемы транспортировки грузов.
«Совкомфлот» наращивает объемы перевозок российской нефти в Азию на фоне сокращения поездок в ЕС из-за санкций и увеличивает объемы поставок СПГ на фоне запрета на поставки трубопроводного газа из России.
«Совкомфлот» будет одним из бенефициаров увеличения грузооборота по Северному морскому пути (СМП).
«Совкомфлот» может расширить свою долю рынка за счет зарубежных судоходных компаний, которые ушли из России, что поспособствует росту объема перевозок и прибыли.
Сильные финансовые показатели. По итогам 2022 года выручка «Совкомфлота» в тайм-чартерном эквиваленте (ТЧЭ) выросла на 31,2% г/г, до $ 1,44 млрд, EBITDA — на 53,2% г/г, до $ 1,04 млрд, а чистая прибыль подскочила почти в 11 раз г/г, до $ 385,2 млн.
Низкая долговая нагрузка. Чистый долг «Совкомфлота» в 2022 году уменьшился на 61% г/г, до $ 928,3 млн, а коэффициент «Чистый долг / EBITDA» составил 0,9х против 3,5х на конец 2021 года.
Привлекательная дивидендная политика. «Совкомфлот» подтвердил, что направит на дивиденды не менее 50% скорректированной чистой прибыли, это предполагает минимальный размер дивидендов за 2022 год в 4,29 руб. на акцию с доходностью 7,2%.
Акции «Совкомфлота» имеют потенциал роста на 42%. Анализ стоимости по мультипликаторам P/E 2022Е и EV/S 2023E относительно аналогов предполагает таргет 92,3 руб. с учетом 40%-го странового дисконта, оценка по собственным историческим мультипликаторам P/E (31,7х) и EV/EBITDA (6,0х) подразумевает таргет 76,2 руб. Итоговая оценка справедливой стоимости составляет 84,2 руб. на акцию.
Научитесь самостоятельно оценивать фундаментальные показатели компании, посетите онлайн-курс «Продвинутый инвестор».
Ключевыми рисками для «Совкомфлота» мы видим усиление геополитического напряжения и последующее ужесточение санкционного давления, проблемы с флотом (аресты, вынужденная продажа, переносы сроков сдачи в эксплуатацию новых судов), снижение стоимости фрахта или возможное ограничение тарифов со стороны государства.
Описание эмитента
«Совкомфлот» — крупнейшая судоходная группа компаний в России, один из мировых лидеров в области морской транспортировки сжиженного газа, сырой нефти и нефтепродуктов, а также обслуживания и обеспечения морской добычи углеводородов.
«Совкомфлот» генерирует выручку от двух бизнес-сегментов — конвенционального, куда входит транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также индустриального, который включает транспортировку СПГ и обслуживание шельфовых проектов. По итогам 2021 года распределение выручки от данных сегментов составило примерно 34/66%.
Компания участвует в обслуживании крупных энергетических проектов в России и за ее пределами: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт», «Ямал СПГ», Tangguh (Индонезия).

Контрольным пакетом акций «Совкомфлота» c долей 82,8% владеет Российская Федерация, квазиказначейские акции составляют 1,6%, в свободном обращении — 15,6% от общего количества обыкновенных акций.
Влияние санкций на бизнес и риски
В 2022 году в отношении «Совкомфлота» введены новые санкции США, ЕС и Великобритании — перевозчику запретили входить в европейские порты ЕС, а также привлекать западный капитал. На фоне ограничений зарубежные кредиторы потребовали от «Совкомфлота» в короткий срок погасить валютные займы, поэтому компания была вынуждена распродать часть флота. Компания не раскрыла точное количество принадлежащих ей кораблей на конец 2022 года, но сообщила, что общая стоимость флота уменьшилась на 16,5% г/г, это говорит о продаже примерно 20 судов. Таким образом, флот компании включает порядка 112 судов общим дедвейтом 9 млн тонн, в числе которых танкеры классов Aframax, Suezmax, MR, LR и Handysize, СПГ-газовозы Yamalmax и Atlanticmax, а также ледокольные судна снабжения.
Сохраняется вероятность ужесточения санкционного давления на компанию, есть и риски потери судов, связанные с возможным арестом или даже нападением (после диверсии на «Северных потоках» такие действия со стороны недружественных стран нельзя исключать).
Анонсированная в начале прошлого года судостроительная программа «Совкомфлота» на 2022–2023 гг. предполагает строительство 32 судов, два из которых в июне уже приняты в эксплуатацию. Заказы на 20 кораблей размещены на судостроительном комплексе «Звезда», оставшаяся часть заказов приходится на зарубежные судоверфи. Поскольку «Совкомфлот» под санкциями, могут возникать проблемы с иностранными судостроительными компаниями в отношении завершения строительства судов по заключенным ранее контрактам, тем более при формировании новых заказов. В то время как российская судоверфь «Звезда» не справляется с повышенным объемом заказов и вынуждена переносить сроки производства, в том числе из-за сложностей с закупкой судового оборудования.
Снижение стоимости фрахта или возможное ограничение тарифов со стороны государства отрицательно скажется на финансовых показателях «Совкомфлота». В конце 2022 года Минтранс предлагал ограничить ставки фрахта для ряда грузов, среди которых может быть нефть и нефтепродукты.
В 2022 году некоторые крупные иностранные клиенты «Совкомфлота», в частности ExxonMobile и Shell отказались от сотрудничества из-за санкционных рисков, что может негативно влиять на доходы компании.
Возможности и сильные стороны
Ставки фрахта на танкеры класса Aframax и Suezmax для перевозки нефти в этом году остаются высокими — в апреле они на 91% и 68% выше значений годом ранее, поэтому можно ожидать от компании сильных результатов и в 2023 году за счет сохраняющейся благоприятной конъюнктуры на спотовом рынке перевозки нефти и нефтепродуктов.

«Совкомфлот» значительно нарастил объемы перевозок российской нефти в Азию на фоне сокращения поездок в ЕС из-за санкций. По оценкам Международного энергетического агентства, на долю Индии и Китая приходилось 70% российского нефтяного экспорта в 2022 году. Поставки российской нефти в Индию в прошлом году выросли в 22 раза г/г, в Китай — на 8% г/г. «Совкомфлот» продолжит извлекать выгоду из роста объемов нефтяного экспорта азиатским партнерам в 2023 году.
На фоне запрета на поставки трубопроводного газа из России увеличиваются объемы поставок СПГ — российский экспорт СПГ в 2022 году вырос на 8,6% г/г, до 33 млн тонн, при этом поставки в ЕС увеличились на 20% г/г. При отсутствии каких-либо ограничительных мер в 2023 году стоит ожидать сохранения высоких поставок СПГ из России на рынок Европы.
Обладая необходимым флотом и экспертизой, «Совкомфлот» будет одним из бенефициаров увеличения грузооборота по СМП. В 2022 году грузооборот по СМП превысил 34 млн тонн, а по итогам 2024 года показатель должен вырасти до 80 млн тонн и достичь 150 млн тонн к 2030 году.
«Совкомфлот» может расширить свою долю рынка за счет зарубежных судоходных компаний, которые ушли из России, что будет способствовать росту объема перевозок и прибыли.
Компания получает валютную выручку и станет бенефициаром ослабления рубля.
«Совкомфлот» подтвердил, что направит на дивидендные выплаты не менее 50% скорректированной чистой прибыли, это предполагает минимальный размер дивидендов за 2022 год 4,29 руб. на акцию с доходностью 7,2%. При этом, учитывая низкую долговую нагрузку, есть основания полагать, что менеджмент способен согласовать более щедрые дивиденды. Такой пример был по итогам 2020 года, когда на дивиденды направили 73% чистой прибыли. При этой норме выплаты дивиденд составит 6,3 руб. на акцию с доходностью 10,6%.

Финансовый отчет
По итогам 2022 года выручка «Совкомфлота» в тайм-чартерном эквиваленте (ТЧЭ) выросла на 31,2% г/г, до $ 1,44 млрд, EBITDA — на 53,2% г/г, до $ 1,04 млрд, а чистая прибыль подскочила почти в 11 раз г/г, до $ 385,2 млн. Росту финансовых показателей способствовало повышение фрахтовых ставок на танкеры и удлинение маршрутов, обусловленное перенаправлением поставок российской нефти из ЕС в Азию.
На фоне введенных санкционных ограничений в 2022 году «Совкомфлот» был вынужден продать часть своего флота для погашения западных кредитов, что в результате не оказало существенного негативного эффекта на финансовые показатели компании. Более того, за счет высокой загрузки оставшегося флота в условиях стабильного спроса на транспортировку энергоресурсов прибыль от эксплуатации судов выросла на 50,4% г/г, до $ 1,14 млрд. При этом компания снизила свои эксплуатационные издержки на 12% г/г, сократила финансовые расходы на 22% г/г за счет вынужденной продажи судов, тем самым снизив долговую нагрузку. Так, по итогам 2022 года чистый долг «Совкомфлота» уменьшился на 61% г/г, до $ 928,3 млн, а коэффициент «Чистый долг / EBITDA» составил 0,9х против 3,5х на конец 2021 года.
«Совкомфлот»: финансовые результаты за 4К 2022 и 12М 2022
млн $, если не указано иное |
4К 2022 |
4К 2021 |
Изм., % |
12М 2022 |
12М 2021 |
Изм., % |
---|---|---|---|---|---|---|
Выручка |
494,2 |
380,4 |
29,9% |
1 889,2 |
1 540,4 |
22,6% |
Выручка в ТЧЭ |
420,2 |
265,7 |
58,1% |
1 437,2 |
1 095,7 |
31,2% |
Эксплуатационные расходы |
83,6 |
79,2 |
5,6% |
298,6 |
338,8 |
-11,9% |
Прибыль от эксплуатации судов |
336,6 |
186,8 |
80,2% |
1 138,6 |
756,9 |
50,4% |
EBITDA |
298,0 |
171,0 |
74,3% |
1 039,0 |
678,0 |
53,2% |
Маржа EBITDA |
60,3% |
45,0% |
15,3 п. п. |
55,0% |
44,0% |
11,0 п. п. |
Чистая прибыль |
64,2 |
15,8 |
306,3% |
385,2 |
35,8 |
976,0% |
Источник: данные компании, расчеты ФГ «Финам»
«Совкомфлот»: историческая и прогнозная динамика ключевых финансовых показателей, млн $

Оценка
Мы оценили «Совкомфлот» сравнительным методом, основываясь на прогнозных финансовых показателях на 2023 год. Наша итоговая оценка формируется как среднее арифметическое двух оценок, полученных путем сравнения с аналогами (по коэффициентам EV/S и P/E) и собственными историческими мультипликаторами EV/EBITDA и P/E. Учитывая повышенные экономические и геополитические риски России, в расчете оценки по аналогам мы применили страновой дисконт в размере 40%.
Компания
|
EV/S 2023E |
P/E 2023E |
|
---|---|---|---|
Совкомфлот |
0,91 |
3,87 |
|
COSCO Shipping Energy Transportation |
3,29 |
11,90 |
|
Mitsui O.S.K. Lines |
1,49 |
7,4 |
|
Nordic American Tanker |
3,46 |
5,25 |
|
Tsakos Energy Navigation |
2,31 |
1,78 |
|
Misc |
3,63 |
14,56 |
|
Euronav |
4,39 |
7,81 |
|
Медиана по аналогам |
3,38 |
7,61 |
|
Показатели для оценки, млн $ |
Выручка 2023E |
Чистая прибыль 2023E |
|
1 965 |
456 |
||
Целевая капитализация с учетом 40%-го странового дисконта, млн $ |
3 423 |
2 081 |
|
Средняя целевая кап-я, млн $ |
2 752 |
|
|
Для справки: |
|
|
|
Чистый долг, млн $ |
928,3 |
|
|
Число акций, млн |
2 375 |
|
|
USD/RUB |
79,65 |
|
Источник: Reuters, оценки и расчеты ФГ «Финам»
Оценка по аналогам предполагает таргет 92,3 руб., анализ по собственным историческим мультипликаторам P/E (31,7х) и EV/EBITDA (6,0х) подразумевает целевую цену 76,2 руб. Итоговая оценка справедливой стоимости «Совкомфлота», с учетом 40%-го дисконта за страновые риски, составила 200 млрд руб., или 84,2 руб. на акцию, что предполагает потенциал роста на 42% от текущего ценового уровня. Рейтинг — «Покупать».
Технический анализ
С технической точки зрения на недельном графике акции «Совкомфлота» консолидируются на важном уровне сопротивления, пытаясь сломить нисходящий тренд 2021–2022 гг. В случае укрепления выше можно ожидать дальнейшего восстановления капитализации. Цели — 72 и 84.
Как правильно оценивать силу текущего тренда и интерпретировать поведение графических индикаторов, вы узнаете на онлайн-курсе «Практический трейдинг», старт новый группы каждую неделю.

* Цены и другие рыночные данные указаны на время подготовки материала, выпущенного 06.04.2023.
**Сообщение носит информационный характер, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией или предложением приобрести упомянутые ценные бумаги. Приобретение иностранных ценных бумаг связано с дополнительными рисками.